Понедельник
22.12.2014
21:24
Друзья сайта
Категории
Русский язык [6]
Математика, информатика, физика [8]
Окружающий мир, природоведение, биология, химия [3]
Чтение, литература [3]
Логопедия, психология, социальная педагогика [5]
История, обществознание, культура Башкортостана [1]
Иностранный язык [2]
Родной язык [2]
Случайное фото
Статистика
МБОУ школа-интернат основного общего образования г.Белебея
Главная » Статьи » Учебный процесс » Русский язык

Морфемный разбор слова

Аннотация урока русского языка в 5 классе на тему «Морфемный разбор слова»

Тема урока соответствует требованиям Госстандарта и календарно – тематического планирования уроков  русского языка.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Урок разработан с использованием методов интерактивного обучения, основанных на диалоговых формах процесса познания.

Применяются следующие приемы:

1.        словесный метод – беседа, рассказ о родном крае;

2.        наглядный метод – иллюстрация, современные технические средства обучения, мультимедийный  проектор;

3.        деятельностный метод – практические упражнения, работа с книгой;

4.        методы стимулирования и мотивации – создание ситуации успеха, выполнение творческих заданий, задание на смекалку, создание ситуации взаимопомощи;

5.        методы контроля и самоконтроля – индивидуальный опрос, фронтальный опрос, контрольный опрос, самоконтроль, парный контроль.

Формы организации работы:

- индивидуальная;

- парная;

- групповая.

Осуществляется личностно – ориентированный контроль в бучении: применяется индивидуальный подход.

Поддерживается активная мыслительная деятельность на всех этапах урока, мотивируется познавательная деятельность ученика на уроке, обеспечивается рефлексия, релаксация, самоконтроль учащихся, что позволяет им не снижать интереса к уроку.

Вводится самостоятельная работа с обязательной проверкой и взаимопроверкой.

Домашнее задание предлагается в форме творческой работы по нескольким темам, дается возможность выбора.

Удачно используются материалы регионального компонента. Грамматические задания выполняются на материале текстов из произведений С. Юлаева и С. Т. Аксакова.

Учащиеся не являются наблюдателями, а сами решают трудные вопросы. Организация групповых взаимодействий может быть различной, но включает следующие этапы:

1.индивидуальная работа;

2.работа в парах;

3.принятие групповых решений.

Работа опирается на принципы:

1.личностно-ориентированный;

2.принцип креативности;

3.принцип научности;

4.принцип систематичности и последовательности;

5принцип сознательности и активности.

Целью данного урока является включение каждого обучаемого в активный процесс получения и переработки знаний о морфемном разборе слова.

Воспитательная цель – воспитание интереса к предмету, любви к родному краю, активности, самостоятельности, ответственного и критического отношения к своей работе - реализуется через работу с текстом о родном крае, беседы о своем городе с показом герба города.

Развивающая цель реализуется через разгадывание кроссвордов, расположение карточек с частями слова (индивидуальная работа), вписывание подходящих  однокоренных прилагательных к словам степь, родникв текст о родном крае, обозначение морфем в таблице знаком  «+» (в индивидуальных листах). Проверка выполненной работы по таблице способствует концентрации внимания у детей, повышает интерес к изучаемому предмету. Перечисленные виды работы способствуют развитию памяти, внимания, мышления.

Обучающая цель урока осуществляется через морфемный разбор слов, в ходе которого неоднократно обобщаются знания о морфемном составе слова, через нахождение в тексте слов, обозначающих действие, определение их лексического значения и принадлежности к определенной части речи.

На этапе подведения итогов урока проводится опрос по теме урока, в ходе которого  на каждый правильный ответ открывается часть изображения символа 450 – летия добровольного вхождения Башкортостана в состав Российского государства, которое доказывает, что в единстве – сила нашего Отечества.

Использование ИКТ на различных этапах данного урока вызывает у детей интерес к изучению русского языка достаточно глубоко. Разработанный урок с использование ИКТ успешно применяется при работе. Применение таких технологий работы позволяет расширить кругозор, носит познавательный характер, повышает мотивацию, а главное - влияет на рост профессиональной компетенции учителя, способствует повышению качества образования, что ведет к решению главной образовательной задачи. Обучение носит созидательный характер, активизируя у школьника желание, получить реальные практические результаты.

ТЕМА. Морфемный разбор слова

Цели:

1.        обучающие: повторить и закрепить знания учащихся о морфемном разборе слова;

2.        развивающие: развивать навыки работы по заданному алгоритму, связную речь, навыки работы в группах, память, внимание, мышление;

3.        воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, любовь к родному краю, активность, самостоятельности, ответственное и критическое отношение к своей работе;

Ход работы.

I.   Оргмомент.

-Здравствуйте! (слайд 1)

-Создание психологической атмосферы в классе.

II.  Переход к теме урока.

-Создание проблемной ситуации.

Ребята, мы продолжаем изучение  раздела «Морфемика». Чем будем заниматься на уроке? Перед вами 2 карточки: (в), в-. Что обозначает (в)? Какой вид разбора нам дает возможность говорить о звуках? А теперь скажите, что изображено на карточке в- ? А чтобы  в целом узнать, каким разбором  будем заниматься на уроке, придется разгадать кроссворд. За одно я  проверю  ваши знания.

                          Разгадывание кроссворда по вопросам :

1.  что заключает в себе окончание?

2.  как называется часть слова без окончания?

3. как называется значимая часть слова, которая стоит перед корнем  и служит для образования новых слов?

4. как называется значимая часть слова, которая стоит после корня и  служит для образования новых слов?

5. что заключает в себе основа?

6. как называются значимые части слова?

7. как называется  общая часть родственных слов, в  которой заключается основное ЛЗ?

8. что образуют те суффиксы, которые не входят в основу?

                           (Ключевое слово – морфемный)

- Запись темы урока в тетрадях.  (слайд 2)

Что это за разбор?  Что входит в состав слова?

Для чего нужно уметь делать морфемный разбор?

Обобщение цели урока.

- А работать мы будем на основе произведений художественной литературы о нашем крае. Авторами этих строк будут поэты и писатели,  с которыми вы знакомились на уроках КБ: С.Юлаев и С.Т.Аксаков, наш земляк, воспевающий наши края. Не зря свой урок мы начали с приветствия на двух языках. Если поработаете активно, покажете хорошие знания, вас ждёт интересная находка. А как вы считаете, какие качества в себе мы продолжим развивать сегодня на уроке? (ответы: мышление, память, внимание).

III. Работа по теме урока.

В начале мы должны проверить себя, знаем ли мы порядок морфемного разбора. У вас на столе лежит набор обозначений. Отделите то, что в морфемном разборе не понадобится. Расположите оставшиеся карточки, соблюдая порядок морфемного разбора.

Как вы разбирали слова по составу раньше?

 

1 ученик _________ работает у доски.

Молодцы, я довольна вашими знаниями.

 

 - План разбора вывешивается на доску

С чего начинаем морфемный разбор?

А сейчас послушайте отрывок из стихотворения С.Юлаева и скажите, о чём идёт речь.

                                               Лугов зелёная постель,

                                               Полоска отмели прибрежной,

                                               Куда наносит Агидель

                                               Песчинок жемчуг белоснежный,

                                               Как этот день душа ясна,

                                               И в ней все струны зазвенели.

                                               Ведь песни в наши времена

                                               Сродни певучей Агидели!

К каким частям речи относятся слова прибрежной и белоснежный?

Произведите их морфемный разбор.

У доски работают 2 ученика ___________________.

Проверка, оценивание.

А почему в при – пишем  - и?

Чем отличается  слово белоснежный  от слова  прибрежной?

Верно, оно сложное, состоит из двух корней. Морфемный разбор помогает применять и орфографическое правило.

Сейчас я хочу узнать, как хорошо вы умеете изменять слова по падежам.

Из этого стихотворения я взяла слова  постель, полоска. Впишите только окончания к записанным на доске словам. Есть ли, кроме окончания и корня, у них ещё морфемы? Разобраться в этом вам помогут словари.

На доске я написала 2 предложения. В них пропущены слова.

Задание: поставить пропущенные слова, однокоренные прилагательные к словам  степь, родник, подчеркните их как члены предложения. А

поработают у доски  ____________

    Чудны эти  ________ реки, которые соединяются узкими и мелкими тропами.

                В твоих __________ручьях водятся все виды форелей.

А сейчас произведите их морфемный разбор.

           На какую часть речи указывают - н- ,-ов-?

          Сейчас я прочту текст, в котором эти предложения  уютно расположились. Подумайте, кто бы мог быть его автором.

Чтение текста. (слайд 3)

… Прекрасен ты, ч…десный край! Светлы и прозрачны озёра твои – Кандры и Каратабынь. Твои реки быстро т…кут по долинам и ущельям. Ч…дны эти степные реки. В родниковых ручьях водятся все виды форелей. Ч…дно блистают роскошные луга и поля. Свежи и зелены леса, и рои диких пчёл населяют борты, заносят их  душ…стым медом. И куницы не исчезли в лесах.

                О чём этот текст?

                К какому типу речи относится этот текст?

                О нашем крае писали В.Даль, Н.Гарин-Михайловский, Д.Мамин-Сибиряк.

                Назовите пропущенные буквы.

                Найдите в тексте слова, обозначающие действие, к какой части речи они относятся.

1 ученик выписывает на доске слова текут, водятся, населяют, блистают, заносят, исчезли.

Морфемный разбор этих слов по вариантам, проверка, оценивание.

Найдите в тексте слова, которые не изменяются, выпишите их. К какой части речи они относятся?

Морфемный разбор у доски слов быстро, чудно.

Почему в слове куницы в окончании пишем Ы после Ц?

Морфемный разбор этого слова.

(Показ герба города, где изображена куница)

А теперь поиграем в игру «Ромашка» по группам. Ваша задача:  образовать и записать на лепесточках слова с ПРО- и  -СЯ. Будьте очень внимательны.

Зачитывание ответов, морфемный разбор 2 слов.

А сейчас предлагаю отдохнуть. Примите удобное положение. Расслабтесь, глубоко вдохните – выдох. (релаксация).

А что вы можете сказать о сегодняшней погоде, о зиме этого года.

Домашнее задание на доске.

К следующему уроку напишите сочинение-миниатюру по темам: «Снегопад», «Зимний лес», «Зимний день»  (по вариантам). Постарайтесь выразить своё отношение к тем явлениям природы, которые вас окружают, С любыми десятью словами произведите морфемный разбор.

                Сейчас поработаем по учебнику самостоятельно. Упр.481 – обозначьте морфемы в таблице «+», подчеркните корни с чередованием. Будьте внимательны.

Взаимопроверка выполненной работы через проектор, оценивание.(слайд 4)

Сравните 2 гнезда слов, назовите корни. Одинаковые ли они?

Водить, вывод, проводник, приводить;

Вода, водный, водяной, подводный.

Таким образом, выделение морфемы заставляет нас задуматься и о ЛЗ слова, отправляет в лексикологию. Можно ли назвать морфемный разбор необитаемым островом? Мы доказали, что это разбор тесно связан с фонетикой, лексикологией. Он и есть часть большого материка под названием «Грамматика».  Я рада, что вы бережно, вежливо, не спеша отнеслись к словам. Понравились ли вам эти задания? Думаю, запомнили порядок морфемного разбора.  Ещё раз повторим порядок разбора.

(Заключительный опрос, слайды) (слайд 5)

                Что мы имеем перед собой? Это и есть та самая находка, о которой я говорила в начале урока. Что вы видите на экране   (ответы учащихся). Что означает 450 лет?

(показ плаката), (слайд 5)

Этот символ говорит о 450 – летии вхождения Башкортостана в состав России. Ежегодно 11 октября отмечается этот праздник, доказывающий историческую важность этого события. Сегодняшняя работа на примере произведений башкирского поэта и национального героя С.Юлаева, классика русской литературы С.Т.Аксакова доказала, что в единстве – сила нашего Отечества.

Ребята, вам запомнится урок? 

(рефлексия) (слайд 6)

Спасибо за урок. До свидания. (слайд 7)

Категория: Русский язык | Добавил: Paymay (11.10.2011)
Просмотров: 15191 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 1
1 Breernkax   (04.11.2012 00:06)
[color=color_url - Здравствуйте дорогие форумчане. Нашел наш лучший сайт http://school-internat.ucoz.com и подумал что здесь мне обяснят.
Прошу всех желающих присоедениться.
Нашол эту категорию этот думаю правлильную, если не то прошу Модераторов перенести ее в раздел которую посчитаете нужной.
Я очень смотреть фильмы. У кого быстрый интернет могут себе позволить http://kinozal.in - кино русское скачать[color=color_url - .
Или просто смотреть онлайн.
Ка на меня я болше люблю с женой смотреть http://kinozal.in/erotika - русское эротическое кино[color=color_url - . Вообщем кому что лучще. Но проблемма в том что у меня слабый интернет.

Так вот пожалуйста помогите мне найти саты где можно смотреть кино или скачать даже с плохим инетом.
Урл пожалуйста шлите в личное сообщения, на емаил unsomimmusemm@gmail.com или icq 9448995

Имя *:
Email:
Код *: